Staer [14.05 05:00]  

Необходимость уточнения количественной теории в глобальном контексте: глобальная интеграция и усиление глобальной взаимозависимости модифицируют внешние последствия сочетания противоположных платежных позиций

Глобальная интеграция и усиление глобальной взаимозависимости модифицируют внешние последствия сочетания противоположных платежных позиций. В традиционной теории международной макроэкономики с помощью моделей двух стран показывается, что дефицит в одной стране обязательно должен сопровождаться профицитом в другой. Это значит, что страна с дефицитом имеет чрезмерный спрос, а страна с профицитом - его нехватку. Перевод такой ситуации в категорию макроэкономической политики приводит к подобному результату: экспансивная политика - в стране с платежным дефицитом, рестриктивная - в стране с излишком платежного баланса. В результате совокупный спрос в обеих странах остается относительно стационарным, поскольку распределяется между ними в соответствии с текущими макроэкономическими условиями. Хотя межвременной взгляд на торговлю в определенной степени уточняет эту ситуацию, демонстрируя возможности расширения спроса в обеих странах в категориях динамики, общий результат будет мало отличаться.

Глобализация же порождает качественно новую ситуацию - "глобальную экономику". Платежный дефицит в одной стране и профицит платежного баланса в другой перестают быть нейтральными относительно состояния спроса даже в краткосрочной перспективе. С эмпирической точки зрения это выплывает из увязки "платежный дефицит США - профицит текущего счета в Азии и в экспортерах сырья - рост глобальных валютных резервов - рост мировых цен - дальнейший рост резервов и так далее". С теоретической точки зрения, такая ситуация складывается в силу того, что и платежный дефицит, и платежный профицит имеют внешние последствия в виде увеличения спроса на тех рынках, торговля на которых обслуживает сразу и страну с избыточным спросом, и страну с высокими сбережениями. За счет глобальной интеграции порождается ситуация, когда мировые рынки превращаются на определенный общий знаменатель для стран с противоположными платежными позициями. Например, страна с избыточным спросом и платежным дефицитом, как правило, влияет на мировые цены за счет своего текущего потребления. В случае, когда в ней еще и занижены процентные ставки, то это только катализирует текущее потребление, заодно и расширяя потребление долгосрочных активов с соответствующими последствиями для мировых цен. Страна с профицитом, как правило, имея значительные сбережения, оказывает влияние на мировые рынки через экспансию своего инвестиционного спроса, который не исключает и повышение текущего потребления. Как следствие, итоговое изменение ценового уровня на мировых рынках первичных ресурсов отображает то, что глобальная экономика в целом является закрытой системой, но то, что разные платежные позиции ее составляющих порождают внешние последствия, отображает, что такие составляющие являются открытыми системами. С этой точки зрения противоположные платежные позиции составляющих глобальной экономики не компенсируют друг друга с точки зрения кумулятивного спроса, а становятся взаимодополняющими относительно глобального спроса. Последнее радикально отличает модель глобальной экономики от модели по типу двух стран.

Необходимо отметить, что первая волна глобализации существенно будет отличаться от модели "глобальная экономика". Система золотого стандарта предусматривала базовые ограничения на экспансию спроса в виде относительно конечных объемов монетарного золота. Роль этого фактора подчеркивается наличием связи между объемами такого золота в резервах центробанка в мире и уровнем инфляции. Однако то, что золото само по себе является первичным ресурсом, то глобальная монетарная экспансия во времена золотого стандарта даже при условиях частичной стерилизации накопленных резервов ведущим центробанком не могла привести к существенным расхождениям в траекториях глобального спроса и приближения к состоянию окончательной ограниченности ресурсов. Более того, на то время объемы мировых запасов были выше, поскольку они еще не стали объектом почти столетнего потребления. По этим соображениям золотой стандарт оказался системой, лучше приспособленной к контролю за глобальной экспансией спроса, сравнительно с современным периодом, в котором система хартальных денег, умноженная на кумулятивный эффект относительно спроса противоположных платежных позиций, не имеет внутреннего рестриктивного механизма, провоцируя флуктуации мировых цен.