Алекс Тоног [admin] [31.10 13:16]
Долгий стаж в одной компании
Все наслышаны, что работодатели не любят кандидатов-«летунов» — тех, кто меняет работу слишком часто. Но не все знают, что слишком долгая работа на одном месте — тоже минус в глазах потенциальных работодателей. Почему? И как решать эту проблему?Почему засиделся — плохо
Для начала — несколько типичных историй: две — с точки зрения соискателей, одна — с точки зрения работодателя.
История первая. Ирина работает главным бухгалтером компании уже 11 лет. Пару месяцев назад у компании сменился генеральный директор, у нового руководителя свои правила, подходы и представления о работе. Ирина решила посмотреть рынок — обновила свое резюме, откликнулась на несколько интересных вакансий. Тишина.
История вторая. Ольга очень гордилась тем, что в ее трудовой книжке было всего две компании. На последнем месте работы (это был банк) она развивалась на протяжении 12 лет. В прошлом году в банке прошли сокращения. Ольга предпочла взять компенсацию, отдохнуть, а потом уже приняться за поиски. Но за четыре месяца активных поисков — ни одного предложения о работе.
История третья. Антон принял на работу Сергея, территориального руководителя известного банка с 8-летним стажем работы на последнем месте. Казалось, что с таким опытным сотрудником проблем быть не может. Но с каждым днём Антон всё больше и больше приходил в недоумение. Сергей очень медленно справлялся с задачами, только на знакомство с командой у него ушло не меньше месяца. Антон надеялся, что это временное явление — просто у всех своя скорость адаптации, надо дать чуть больше времени. Прошел испытательный срок, и Сергей еще больше расслабился. Антон нашел общего знакомого из бывших коллег Сергея, пообщался с ним и узнал довольно неприятные подробности. Оказалось, что Сергей не считался эффективным сотрудником, просто в этом департаменте часто менялись руководители и уволить «старожила» просто не доходили руки. А когда Сергей сам пришел с заявлением, счастью HR-отдела не было конца.
Подобные истории заставляют руководителей читать резюме кандидатов, которые последние лет 10 проработали в одной компании, «с лупой» и недоверием. Приверженность одному месту работы вызывает следующие вопросы:
Насколько этот кандидат адаптивен? Как быстро он впишется в новую для него корпоративную культуру, познакомится с командой и начнет показывать результат? Может быть, он боялся менять работу как раз из-за низкой адаптивности к новым условиям и людям?
Насколько актуальны его знания и навыки? Как он поддерживает себя в профессиональной форме? Не означает ли его долгий стаж, что он просто не смог заинтересовать других работодателей, а на прежнем месте его держали в силу привычки или личной дружбы с руководством?
Как у него с достижением целей и выполнением задач? Может быть, он привык всё делать на автопилоте в привычных условиях, а с новыми для себя темпом и нагрузкой не справится?
Как не «закиснуть», если вы долго на одном месте
Описанная выше проблема, конечно, не означает, что нужно заставлять себя менять привычную работу, которая вас вполне устраивает, только ради того, чтобы не потерять ценности в глазах других работодателей. Просто нужно знать об этой проблеме и правильно к ней готовиться. Ведь стабильность обманчива: однажды вы можете столкнуться с необходимостью поиска новой работы.
Как сделать так, чтобы остаться востребованным на рынке труда? Вот несколько простых советов.
Держите руку на пульсе
Периодически «прощупывайте» рынок труда, чтобы быть в курсе, как меняются требования к специалистам вашего профиля. Так вы вовремя узнаете, не нужно ли вам получить дополнительные навыки.
Для этого следите за вакансиями, откликайтесь на наиболее интересные, ходите на собеседования. Это полезно еще и потому, что навык презентовать себя требует такой же регулярной тренировки, как и навык работы с постоянно обновляемым программным обеспечением, навык публичных выступлений или умение писать деловые письма. Многие, кто ищет работу впервые за много лет, испытывают большой стресс от процесса именно из-за непривычки. Приучить себя отмечать интересные вакансии и общаться с рекрутерами и потенциальными руководителями.
Будьте в сообществе
Внесите в свой рабочий график посещение профильных конференций. Хотя бы в качестве слушателя, но если сможете в качестве выступающего — это еще лучше. Помимо того, что вы сможете обзавестись ценными контактами в профессиональной среде, Вы всегда будете в курсе трендов вашей профессиональной сферы и структурирует свой опыт.
Покажите что вы эксперт.
Если у вас экспертная или руководящая должность, вы развиваетесь в своей профессии лет 10 и более, любите передавать свой опыт, умеете объяснять, обязательно попробуйте себя в преподавании. Сейчас многие вузы открывают различные программы повышения квалификации и сотрудничают с преподавателями не из теоретиков, а из практиков. Кроме вузов, есть много других центров профессионального образования.
Многие работодатели отправляют сотрудников преподавать, чтобы иметь возможность привлекать молодых специалистов и иметь влияние на профессиональное сообщество. Не отказывайтесь от такой возможности, если вам ее предложили, а если работодатель не проявил инициативы, проявите ее сами. Да, это дополнительная нагрузка, и обычно не очень денежная, но вы таким образом работаете на свой профессиональный имидж. Вас как профессионала будут знать не только в пределах одной компании.
Попробуйте себя в сторонних проектах
Проще говоря, по возможности беритесь помимо основной работы за другие проекты как фрилансер или консультант. Разумеется, если это не противоречит вашим соглашениям с работодателем (понятно, что участие в проектах конкурентов вашего основного работодателя недопустимо). Завершенный проект — это отдельная рабочая история и строчка в резюме. Кроме того, взаимодействие с заказчиком, согласование технического задания, выполнение самого проекта — отличная возможность переосмыслить свой опыт и завязать полезные контакты. Некоторые проекты завершаются интересными предложениями о работе.
Не прекращайте учиться
Старайтесь непрерывно осваивать что-то новое, что появляется в вашей профессиональной сфере, даже если ваша текущая работа не требует внедрения этих новшеств. Как минимум подтягивайте иностранные языки. Если придется искать новую работу, вы будете «в форме». Все пройденные курсы обучения указывайте в резюме — это покажет потенциальным работодателям вашу проактивность, склонность к постоянному развитию, открытость новому, целеустремленность и обучаемость. Такой человек уже не кажется пассивным, даже если много лет сидит на одном месте.
Проявляйте активность
Участвуйте в социальных и волонтерских проектах. Если этот пункт есть в вашем резюме, для западных компаний вы становитесь более приоритетным кандидатом, чем человек без такого опыта. Это показатель высоких коммуникативных навыков, приверженности ценностям, готовности вносить свой вклад в развитие общества. И это верный признак того, что вы не пассивны.
Как объяснить на собеседовании желание поменять работу
Новых работодателей всегда интересует причина ухода кандидатов с прежней работы. Но в случае, когда новую работу ищет, казалось бы, суперлояльный сотрудник, отработавший на прежнем месте много лет, этот вопрос интересует особенно. Важно избежать впечатления, что вы были слабым специалистом, поэтому не нашли на прежнем месте возможностей для роста.
Составьте список своих достижений — что удалось сделать за время работы, каких результатов достичь (как для компании, так и для вас лично в смысле наращивания опыта), в каких проектах поучаствовать? Это покажет ваши эффективность и рост. Если за время работы вам удалось сформировать команду и подготовить преемника, обязательно расскажите об этом. Это признак зрелого профессионала.
Расскажите, в каких проектах вам хотелось бы принять участие, и объясните, что на прежнем (нынешнем) месте такой возможности не было (нет). Это хорошее объяснение, если у потенциального работодателя более широкий масштаб деятельности или более глубокая специализация как раз на том, что вас интересует, более современные подходы к бизнесу.
Можно честно сказать, что на прежнем месте работы вы достигли потолка и возможностей для роста не было. Но учитывайте, что такой ответ естественен, если вы претендуете на более высокую должность, с которой уходите, либо масштаб деятельности новой компании заметно больше, чем у прежнего работодателя. Если же вы откликнулись на вакансию по аналогичной позиции в похожей компании, то такое объяснение расходится с реальностью.
Желание поменять привычную сферу деятельности, попробовать себя в новых направлениях — тоже хорошая и понятная причина.
Одним словом, акцентируйте внимание на том, что вы не бежите от чего-то, а хотите попасть в новую сферу, расширить опыт и свои возможности.
Если всё это не ваш случай, рассматривайте вакансии, которые размещены через кадровые агентства. Профессиональный рекрутер часть вашей самопрезентации возьмет на себя.